В Сочи прошёл экономический форум, на котором была представлена и Тверская область. Как и полагается для форумов, у области был свой выставочный стенд. Вчера все тверские новостные и социальные ленты облетели фотографии тверского стенда. В связи с этим, мы как дизайнеры, не смогли пройти мимо этого события и не вставить свои 5 ложек дёгтя в благодушные баллады о том, что кризис кончился, а Тверскую область ожидает в ближайшем будущем процветание и строительство луна-парка между вокзалами.
Итак. Мы критикуем стенд, который по нашему мнению сделан очень плохо.
Выбранный кислотный цвет в натуральных условиях очень сложно получить – только в химических лабораториях. Если задача цвета была показать экологичность и аграрную направленность области, то и цвет надо было выбирать натуральный. Например, взять хотя бы цвет, выбранный компанией Pantone как цвет 2017 года – Greenery. И сразу же были бы решены все проблемы – соответствие современным модным тенденциям, экологичность и мягкость, хорошая пара к белому цвету. А получилось как – пришел исполнитель с палитрой оракловских плёнок к губернатору или его заму, тому понравился яркий зеленый, ну он и ткнул пальцем со словами "Сделай мне такой цвет". Вот так обычно у нас в Твери и бывает – чиновник одновременно и дизайнер. Как Greenery смотрелся бы на стенде – смотрите на последней фотографии.
Светлые буквы не подсвечивают сзади. Потому что они становятся мыльными и нечитаемыми. Сзади подсвечивают только тёмные буквы (смотрите пример Chevrolet). Иначе теряется чёткость границ, появляется мутность. Если дизайнеры хотели донести мысль, что Тверская область – это мутная тема, то им это удалось. Надо было сделать вырезанные белые буквы в поверхности стенда и подсветить изнутри.
У любого знака, логотипа, заголовка должно быть охранное поле, то есть свободное пространство вокруг. В данном случае первая странность в том, что герб находится под заголовком, вторая странность, что герб зажат сверху заголовком, снизу экраном. Парадокс в том, что люди не занимающиеся дизайном думают, что чем крупнее они сделают, чем жирнее и ярче выделят, тем это больше привлечет внимание. Но это не так – привлекает внимание эстетика, красота и правильная пропорция элементов. А втискивание в формат всех объектов как можно крупнее выглядит наоборот грубо, некрасиво, неэстетично. Как должен выглядет знак и название – смотрите на последней фотографии.
Казалось бы, какая мелочь, сэкономили и вставили акционный ламинат из Леруа Мерлен на второй уровень. Но у умного человека, который деньги вкладывает, глаз – алмаз, он всё сечёт. И вот такая мелочь может оставить осадочек, что фасад тебе приукрасят, а внутри всё халтурно сделают.
Может быть это так случайно совпало, что никого не было на выставочном стенде, и пока фотограф делал фото, девушки вышли покурить, а может быть несколько миллионов рублей были потрачены только ради 5-ти минут славы, когда господин Руденя покажет господину Медведеву луна-парк между вокзалами, про который тот забудет через 10 минут. Но тем не менее, должны быть те, кто ждет посетителей у стенда всегда, даже когда Рудени нет рядом, кто расскажет дружелюбно о нашем прекрасном крае, угостит чаем и вареньем Ратибор. И поверьте, тут нет никакого сексизма, это символ того, что наша область современная, красивая, дружелюбная и готова всех принять и обласкать. Это законы бизнеса. Ведь потенциальный инвестор, пройдя десятки казённо-холодных стендов, и просмотрев сотни одинаковых луна-парков ничего не запомнит, а тут останется хотя бы положительный образ в сознании о гостеприимной Твери.
А если у неё нет бренда, то она и сама не бренд. А если она не бренд, то она и привлечь никого не сможет, потому что в ней нет молодости, нет дыхания жизни. Герб – это официальный символ региона, но герб – это прошлое. Символы которые используется на гербах – мало кому понятны. Ну забыл человек шапку на стуле, ну какое дело до этого должно быть инвестору или туристу? Поэтому области нужен бренд, в котором есть устремление в будущее, где есть 21-й век, а не 16-й, есть современные линии и цвета, а не архаичные символы. Это мировая практика – все города отказываются от традиционных гербов и делают себе новые логотипы и бренды, потому что хотят казаться живыми и современными. Пока Тверская область втыкает свой герб в современный пластиковые конструкции, это будет выглядеть, как дряхлый старик покупает себе новый ультрамодный карбоновый костыль. Не поможет. Разговоры о бренде Твери и области ведутся скоро уже как десять лет. Но ничего не меняется. И не меняется по двум причинам – потому что все чиновники, они как временщики, которые сегодя тут а завтра в Рязани, они думают не о будущем, а о новой машине и доме за городом, и надо успеть на них заработать. И вторая причина – нет денег. Так их и не будет, пока старый герб висит на пластиковом костыле.
Тверская область снова отработала казённым образом. Потратила миллионы на стенд, который если не отпугнул, то уж точно не вдохновил инвесторов на то, чтобы с нами иметь какие-то дела. И происходит это потому, что чиновники думают, что они умнее других, что они лучше знают чем дизайнеры, чем маркетологи и психологи. Что лучше потратить миллион на поддержку никому не нужной "Тверской ведомости", чем заказать логотип области у Лебедева. К дизайну власть относится не с уважением, а как к чему-то третьесортному, к чему-то лишнему и навязанному какими-то жуликами урбанистами. Очень чувствуется, что все эти стенды делаются не потому, что хочется выглядеть модно, не потому, что есть вера в эти стенды, а потому что так надо. Ну все так делают уже 10 лет. Но если завтра экономический форум переедет из Сочи в Кремлёвский дворец съездов, то чиновники только перекрестятся от радости – не надо будет делать мучительный выбор цвета в оракловской палитре и подписывать эскизы дизайнеров-недоучек.
Ниже мы хотим показать как бы выглядел стенд, если бы на нем сделали нормальный зеленый цвет, правильно разместили бы название и герб, и поставили бы красивую девушку. Это минимум – но даже так не сделали.
Автор – Максим Калинов.